О журналистской ответственности на примере одного британского таблоида

Помните, друзья, у нас был пост о том, как британская газета The Sun заказала у социологической фирмы опрос и потом опубликовала у себя его результаты, и мало того, что опрос сам по себе неважный, так Sun ещё и результаты переврала? В их подаче это выглядело так, что каждый пятый британский мусульманин хочет всё бросить и бежать воевать с неверными в ИГИЛ.

Что, разумеется, не так. Почитайте, если не видели, потому что дальше будет про то, какую реакцию этот опрос и статья вызвали в Британии.

На Sun тут же все набросились с критикой, и совершенно справедливо. Разбор того, что не так с этим постом и статьёй о нём, можете почитать у меня в посте выше, а тут я расскажу, какая бывает реакция здорового общества на такие вещи, просто чтобы вы могли сравнить с тем, что происходит в похожих случаях в России.

Во-первых, все остальные британские издания сразу вышли с критикой по самым разным поводам. По Sun с удовольствием проехались юмористы:

4 из 5 британцев сочувствуют тем идиотам, которые читают новости в The Sun

В Independent написали, что опрос не уточняет, на чьей стороне едут воевать британские мусульмане, а они могут ехать воевать не только за ИГИЛ, но и против них. Словно в подтверждение этого тезиса тут же вышла новость о том, что на лондонском вокзале была арестована 18-летняя девушка, которая собралась ехать воевать в Сирию. В составе женского курдского отряда против ИГИЛ. А арестовали её, потому что Рабочая партия Курдистана (PKK), организатор этого отряда, британским МВД считается террористической организацией — как и само ИГИЛ. Вот такая коллизия.

Кроме вопроса “Испытываете ли вы симпатию по отношению к тем молодым мусульманам, которые покидают Великобританию, чтобы присоединиться к бойцам в Сирии?”, в опросе и репортаже Sun было ещё несколько, которые вызвали не меньше осуждения. Например, мусульман спрашивали “Как вы считаете, достаточно ли делают лидеры британских мусульман, чтобы осудить ИГИЛ”? Много шума наделал пост одного британца-мусульманина, который написал пост у себя в Facebook:

Не понимаю, почему немусульмане считают, что мы, британские мусульмане, можем остановить ИГИЛ. Чувак, да я не могу добиться, чтобы мне написала смску девушка, которая мне нравится, а ты хочешь, чтобы я остановил террористическую организацию

Но это всё шуточки, а между тем проблема с такими публикациями серьёзная. Газета выпустила материал с сенсационным заголовком, в котором каждого пятого мусульманина Британии фактически приравняли к террористам, и это когда, как сообщает Independent, количество нападений на мусульман в Британии, в основном женщин, выросло на 300%.

Потом на сайте журнала VICE вышла анонимная статья сотрудника социологической службы Survation, которая проводила опрос (кстати, попутно выяснилось, что другая служба, YouGov, которая обычно проводит опросы для The Sun, в этот раз отказалась это делать, сославшись на недостаток времени для проведения опроса по такому щекотливому поводу).

В ней он рассказывает, что сотрудникам службы, которые выполняли опрос, не говорили, по чьему заказу он проводится, и что все до единого опрошенные однозначно осудили террористические атаки в Париже. Автор жалуется, что вопросы показались ему слишком примитивными и неуважительными по отношению к опрашиваемым, что все нюансы ответов по такой сложной теме невозможно было уместить в жёсткий и ограниченный сценарий опроса, и что вообще ему было попросту неловко задавать такие вопросы.

Затем сама компания Survation выпустила заявление относительно интерпретации данных из их опроса их клиентом, то есть газетой The Sun:

В этом заявлении, помимо прочего, содержится ответ на один важный вопрос, который все задавали: “симпатия”, о которой говорится в одном из пунктов опроса — это “сочувствие” по отношению к тем, кто едет воевать в Сирию, но никак не поддержка. Тем более по отношению к ИГИЛ или вообще джихадистам, о которых речи в этом вопросе вообще не шло, это уже Sun сами додумали. Ну и наконец:

Касательно интерпретации этого конкретного вопроса [о симпатии к тем, кто едет воевать в Сирию]: Есть разница между тем, как мы проводим свои исследования, как мы интерпретируем и представляем их результаты, и тем, как могут представить результаты нашей работы наши клиенты. Мы хотели бы однозначно заявить, что компания Survation не поддерживает и не одобряет то, как данные нашего исследования были представлены в материале нашего клиента. Ни заголовок, ни текст статьи не обсуждался с нами и не был одобрен Survation перед публикацией. Кроме того, компания Survation категорически протестует против того, чтобы результаты её работы были использованы кем бы то ни было для возбуждения расовой или религиозной вражды, как это произошло в социальных сетях.

На change.org вышла петиция с требованием к газете выпустить опровержение её скандального заголовка про “Каждый пятый мусульманин сочувствует джихадистам”.

И, наконец, после разразившегося скандала газета The Sun была вынуждена выпустить опровержение и призналась, что представила результаты заказанного ими опроса в искажённом виде.


Я не говорю, что британская пресса чем-то лучше российской. Наоборот, в её истории были случаи крайней безответственности, которые приводили к довольно мрачным результатам. Как-то другой таблоид, News of the World (закрытый после громкого скандала), в 2000 году запустил кампанию против педофилов. Закончилось это тем, что разъярённая толпа, начитавшаяся газет, разгромила приёмную педиатра — просто не разобралась, что есть разница. А та же The Sun, например, c 1989 года практически не продаётся в Ливерпуле — её просто в знак протеста не закупают газетные ларьки, да и покупать просто некому. Дело в том, что в 1989 году после страшной трагедии на стадионе Хиллсборо в Шеффилде, когда в результате давки погибло 96 человек, газета вышла с обложкой, на которой утверждалось, что во время давки болельщики обчищали карманы своих раненых и погибших товарищей, дрались с полицейскими и даже мочились на последних. Газета всё это попросту выдумала, и в знак протеста не только болельщики “Ливерпуля” её не покупают до сих пор, но и просто целый город эту газету (одну из самых тиражных и популярных в стране!) бойкотирует. Это несмотря на то, что владельцы и редакция газеты с тех пор успели сто раз извиниться и напечатать массу опровержений.


А теперь просто сравните это с тем, что происходит в России, когда какое-нибудь издание ловят на фальсификации. Вот, например, глава медиахолдинга News Media Арам Габрелянов. Который, кстати, любит The Sun настолько, что скопировал с неё свою газету “Жизнь” вплоть до дизайна и вёрстки первой полосы.

Газету “Известия”, которая входит в холдинг News Media, ловят за руку, когда она под видом сенсационного расследования публикует очередной фейк. Скандал? Другие национальные газеты выходят с осуждением и требованием прекратить ради сенсационных заголовков демонизировать целую социальную группу? “Известия” публикуют опровержение собственной статьи? Габрелянов публично извиняется? Ну да, как же.