Про Би-би-си, «русский след», админресурс, журналистскую этику и многое иное

Alexey Kovalev
Noodleremover
Published in
11 min readDec 19, 2018

--

Сегодня, дорогие читатели, я хочу поговорить с вами об одном разворачивающемся прямо сейчас скандале, на примере которого очень удобно разобрать на практике такие абстрактные понятия, как журналистская этика, административный ресурс и многие другие. Запаситесь терпением, история запутанная. Фабула выглядит так: 16 декабря в телеграм-канале RT на русском опубликовали скриншот переписки корреспондентки Русской службы Би-би-си Ольги Ившиной со своим источником во Франции (Ившина освещает происходящие сейчас в Париже протесты):

Выглядит действительно не очень. Особенно последняя реплика про «редакция требует крови» (которая, правда, явно приклеена к скриншотам из какой-то другой части беседы, не факт что относящейся к предыдущей). С подачи главреда RT и при активной поддержке российских государственных СМИ разгорелся скандал: Би-би-си по указке Запада очерняет Россию! Выдумывает фейковые новости! Требуем разобраться и покарать!

Однако слова Ившиной вовсе не значат, что её редакция действительно «требует крови». Журналист в беседе с источником на какие только ухищрения не идёт: и уговаривает, и угрожает, и давит на жалость. Я, кстати, попадал в похожую неприятную ситуацию: мне казалось, что я нашёл убедительные доказательства некой манипуляции и сейчас выведу обманщика на чистую воду, писал в личку его знакомым, но потом до меня дошло, что меня водят за нос. Поэтому я публиковать ничего не стал, но это не помешало моим собеседникам вывалить скриншоты нашей переписки с комментариями, мол, смотрите, как Лапшеснималочная высасывает историю из пальца. Неприятно было, конечно. Но это риск, на который приходится идти любому журналисту в эпоху социальных сетей и мессенджеров.

И оправдан ли поиск «русского следа» во французских протестах? Конечно. Можно вести споры об истинном масштабе влияния сотрудников питерской «фабрики троллей» на американские выборы или Брексит и закономерно возмущаться кричащими заголовками в западной прессе на эту тему (что я регулярно и делаю в своих статьях и интервью зарубежным коллегам), но отрицать, что такие попытки были, сейчас могут только люди, которые специально за это зарплату получают. Если вы не хотите, чтобы журналисты искали «русский след» во Франции, не надо пытаться устраивать перевороты в Черногории.

Но Ившина никакого «русского следа» не нашла, поэтому в её вышедших материалах на сайте русской службы Би-би-си про парижские протесты нет никаких следов ни наваривающегося русского бизнеса, ни едящих котлеты «жёлтых жилетов», ничего. Раз нет «русского следа», то и писать, очевидно, не про что. Так бывает. Вы не поверите, сколько у меня неопубликованных статей и расследований, потому что я не нашёл то, что искал, или нашёл недостаточно подтверждений своим догадкам. Это на Первом канале если дана команда снять сюжет про замёрзших и разочарованных в Майдане киевлян, то значит, надо снимать, даже если придётся делать это с белорусом в главной роли и в Минске вместо Киева. Материал с фальшивым «участником Майдана», кстати, даже после всех разоблачений и извинений так и висит на сайте Первого канала безо всяких пояснений и опровержений.

Поэтому неудивительно, что сотрудникам российских государственных СМИ проще спроецировать ситуацию, когда тебе начальство даёт задание, а ты кровь из носу его да выполняй, даже если это очевидно противоречит и элементарной журналистской этике, и закону о СМИ. И счастливых пенсионеров найдёшь, и кровавых мальчиков. Но в этом разница между ними и Би-би-си: если последняя не находит то, что искала, то и оставляет этот «угол» (это калька с английского angle, что-то вроде смыслового вектора репортажа) в покое. Можно ли представить себе ситуацию, когда «редакция требует крови», в агентстве РИА Новости, руководителем которого, хотя бы формально, является Маргарита Симоньян, вцепившаяся в историю с Би-би-си как акула? Последние несколько дней она занята раздачей интервью другим федеральным СМИ:

Распространение телеканалом BBC фейков о «российском следе» в протестах во Франции говорит о том, что это СМИ работает по элементарной методичке, когда новость создаёт непосредственно начальство, сказала Маргарита Симоньян в интервью «России 24».

Да даже представлять ничего не надо. В РИА двух редакторов уволили только за то, что они недостаточно идейно выдержанно освещали повышение пенсионного возраста (кстати, это словосочетание под угрозой немедленного увольнения запрещено употреблять в статьях, только «реформа пенсионного законодательства» или что-то в этом духе). Там именно что новость создаёт непосредственно начальство. Или начальство начальства из администрации президента. Оно даже не новости создаёт, а конструирует какую-то причудливо меняющуюся каждый день реальность, в которой сегодня «Талибан» — это террористическая организация, а завтра — уже нет, даже если речь идёт непосредственно об их терактах. 10 ноября, когда в Москве проходили переговоры с участием «Талибана», редакторам РИА пришёл приказ от руководства — и всё, на следующий день «Талибан» больше без звёздочки и указания о том, что это запрещённая в России террористическая организация. Теперь это разрешённая в России террористическая организация.

И таких примеров масса. Методичка, Маргарита, — это когда вам так хочется порадовать начальство к празднику, что вы целиком выдумываете историю про «бургер в честь Путина», а ваши подчинённые идут и послушно исполняют, не задавая лишних вопросов.

А вот в русской службе Би-би-си мне такое представить себе сложно. У меня к Би-би-си одна претензия: что они забрали себе самых лучших российских репортёров, лучше которых в стране просто нет никого, я как редактор счёл бы за огромную честь, если бы один из них написал бы мне хотя бы короткую заметочку. Поэтому когда люди на полном серьёзе пишут что-то в духе «сотрудники Би-би-си выполняют заказ Форин офиса по очернению Маргариты Симоньян, и вообще это всё фейк и им верить нельзя», мне очень смешно. Ты сам-то кто такой, вася.

В Би-би-си сейчас работают, например, Светлана Рейтер и Олеся Герасименко, две звезды российской журналистики такого масштаба, что мне неловко себя даже через запятую с ними перечислять. Почитайте хотя бы интервью с Рейтер или её репортажи на Ленте.ру или РБК. Или статьи Герасименко про россиян, живущих в кредит и интервью с ней.

Я не склонен демонизировать RT, там работает немало хороших журналистов и редакторов, с некоторыми из них у меня вполне дружеские отношения, у русской службы RT сейчас тоже выходит много вполне достойных материалов, их социальный проект «Не один на один» ничего, кроме похвалы не заслуживает. Когда наш Профсоюз журналистов и работников СМИ собирал подписи под обращением в поддержку наших коллег (одна, Фарида Рустамова, кстати, работает в Русской службе Би-би-си), пострадавших от действий сексуально озабоченного коррупционера Леонида Слуцкого, из всех государственных СМИ именно в московской редакции RT нашлось больше всего журналистов, проявивших солидарность с коллегами. Там немало симпатичных мне людей с близкими мне ценностями, так что я далёк от другой крайности в духе разогнать их всех с волчьим билетом. Надеюсь, что они хотя бы держатся подальше от этой истории с Би-би-си.

Однако представьте себе ситуацию: из британского Форин офиса в московскую редакцию Би-би-си приходит запечатанный сургучом пакет, а там депеша: поступил заказ, именем Её Величества требуем очернять Россию и писать гадости про Маргариту Симоньян. И Герасименко, Рейтер, Андрей Захаров и другие лучшие российские журналисты, лауреаты многих премий, российских и международных, берут под козырёк, говорят «есть, сэр!» и бегут выполнять. Попробовали? А именно так сейчас это пытаются выставить.

А когда Маргарита Симоньян бросается такими обвинениями в сторону журналистов русской службы Би-би-си, ей лучше сначала вспомнить про своё «Радио тысячи холмов», про которое Лапшеснималочная много писала. Про тех самых «распятых младенцев», «концлагеря для русскоязычных жителей Украины» и многое другое, от смешных и нелепых попыток манипуляции до самой откровенной, кровавой лжи, пропаганды войны и ненависти. Самые вопиющие образцы тихо удалены с сайта, но за них никто ни разу не извинился, сама Симоньян упорно делает вид, что ничего такого не было, а сотрудник, по вине которого у RT висит несколько предупреждений от британского надзора за СМИ Ofcom, до сих пор работает на канале. Да, справедливости ради стоит заметить, что сейчас RT такого не допускают. Но кровавые мальчики так и будут заглядывать в окно Маргарите Симоньян, пока она не наберётся мужества хотя бы публично признать, что такое было.

А теперь давайте обратимся ко настоящей причине, по которой Маргарита Симоньян уже который день, натурально, бьётся в истерике по поводу Би-би-си. Даже МИД уже подключила. И это вовсе не потому, что репортёр Би-би-си спрашивала у кого-то в чате, не едят ли французские демонстранты русские котлеты. А потому что репортёры Би-би-си нашли сестру Маргариты Симоньян, которая — якобы, потому что пока неопровержимых доказательств этому нет — владеет пиар-фирмой, которая получает самые выгодные и лакомые контракты в стране. Маргарита про это узнала и попыталась сделать вид, что ничего такого тут нет и всё и так на виду. Такая детская тактика, когда нашкодил и думаешь, что тебе скидка будет, если первым расскажешь выгодную тебе версию.

А потом пошла в контратаку: её, мол, травят!

Какие-то анонимные подпевалы тут же запели стройным хором: это заказ врагов России! Ищут компромат про админресурс!

Смешно, конечно, что они про админресурс упомянули, потому что тут он прям-таки налицо: вот есть телеграм-канал RT на русском, который ведётся сотрудником государственного телеканала за зарплату из бюджета, и он активно используется самой Маргаритой Симоньян для своих личных разборок. Тут и расследования никакого не надо делать.

Что касается сестры: я давно слышал, что да, есть такая Алиса Симоньян, у которой есть некое агентство, которое магическим образом получает самые жирные государственные контракты. Но мне больше ничего конкретного выяснить не удалось, а Би-би-си, видимо повезло больше, или нет, если им удастся выяснить не больше, чем мне, то и публиковать они ничего не станут, так бывает, если у тебя редакционные стандарты качества чуть повыше, чем «путинбургер». Но в любом случае новостной повод есть: вот есть руководитель сразу двух федеральных агентств с миллиардными бюджетами, а вот есть её сестра, которая, процитируем саму Маргариту,

…один из лучших пиарщиков нашей прекрасной страны. Никакой ‘фирмы’ у нее нет, она индивидуальный предприниматель, у нее десятки разных клиентов, среди которых и имена известных всей стране бизнесменов… Кроме этого, Алису нанял ‘Стройгазмонтаж’, чтобы она вела все информационное сопровождение строительства Крымского моста. И она его вела с самого начала. От первых строительных экпертиз и вплоть до того, что во время знаменитого проезда Путина по мосту, именно моя сестрица сидела в ПТС-ке, координируя эту трансляцию.

Также она вела пиар нашего ЧМ по футболу. Лично встречалась с каждым губернатором, брифовала по всем вопросам.

Тут сразу возникают вопросы, на которые каждому уважающему себя журналисту захочется найти ответы:

  1. Кто-нибудь вообще что-нибудь слышал про лучшего пиарщика страны Алису Симоньян? Из открытых источников про неё неизвестно ничего, кроме того, что это младшая сестра Маргариты, она закончила факультет истории, социологии и международных отношений Кубанского университета и не далее как три года назад работала пресс-секретарём Олимпстроя? Где эти десятки клиентов, когда она успела их набрать за три года, что за имена известных всей стране бизнесменов?
  2. Известный всей стране бизнесмен пока только один: Аркадий Ротенберг, владелец той самой компании «Стройгазмонтаж» с оборотом в сотни миллиардов рублей, которая получила подряд на строительство Крымского моста. Про который муж Маргариты Симоньян Тигран Кеосаян снял фильм по сценарию Маргариты Симоньян, не окупивший в прокате даже трети своего бюджета, тоже, кстати, государственного и выделенного без конкурса. И про это тоже писала русская служба Би-би-си. Хмм, нет ли тут какой-то закономерности? И вот Аркадий Ротенберг нанимает скромного индивидуального предпринимателя Алису Симоньян. Просто потому, что она «один из лучших пиарщиков страны». А также оргкомитет Чемпионата мира, тоже такого высокого мнения о талантах Алисы Симоньян, что нанял её для продвижения одного из главных мировых событий 2018 года. Насколько это реалистичный сценарий? Давайте сравним ситуацию: у мужа бывшего главного редактора РИА Новости Светланы Миронюк (и моей бывшей начальницы, стоит отметить) тоже есть PR-компания, которая выигрывала крупные госконтракты, когда Миронюк была главредом. Это тоже вызывало закономерные вопросы. Но, во-первых, компания КРОС была основана задолго до того, как Миронюк стала главредом РИА. У неё есть послужной список, клиенты, награды. А, во-вторых, никто не притворялся, что КРОС — это простой индивидуальный предприниматель Сергей Зверев.
  3. А какие ещё варианты на роль пиарщика Крымского моста и Чемпионата мира рассматривались? Были ли другие кандидаты на эту роль, кроме краснодарского ИП, образованного три года назад? Где результаты конкурса можно посмотреть? А где контракты, заключённые с этим ИП?

Ну и так далее. Вполне себе материал для расследования. Хорошо бы получить внятные ответы на эти вопросы. Вместо этого Маргарита Симоньян яростно репостит каких-то людей, которые требуют узнать, кто шеф корпункта Би-би-си в Москве и где работает его жена.

Отвечаем Марине Юденич: генеральный продюсер Русской службы Би-би-си — Андрей Горянов, бывший главред Slon.ru, а где работает его жена — это не ваше дело, потому что Горянов не руководит двумя крупнейшими государственными СМИ с общим бюджетом примерно в 26 миллиардов рублей в год. А а эти вопли про то, как проклятые наймиты запада посмели, это заговор Форин Офиса, немедленно покарать и запретить, похожи, во-первых, на личную месть при помощи того самого административного ресурса, а, во-вторых, напоминают мне истерику главы ЦИК Памфиловой, когда журналистки Reuters нашли нарушения на выборах. Памфилова тогда орала им, двум россиянкам, «уезжайте в свою страну», а другие члены ЦИК требовали, чтобы они расследовали нарушения в штате Коннектикут:

А теперь давайте подытожу. Вообще странно, что приходится вслух говорить такие очевидные вещи, но тем не менее:

  • Переписка Ольги Ившиной не говорит нам ничего о редакционной политике Русской службы Би-би-си, а в её вышедших материалах нет никаких следов «угла», который она искала, но, очевидно, не нашла.
  • Журналисты задают вопросы. Это их работа. Иногда они задают дурацкие вопросы или неудачно шутят. Российские журналисты, которые живут в России и пишут про Россию на русском (или любом другом языке), работая при этом на зарубежное СМИ — не предатели и не выполняют заказ по очернению родины. Они честно делают свою работу, часто рискуя здоровьем и жизнью. Мотивация журналиста — это общественный интерес. Есть ли интерес российского общества в том, чтобы узнать, не пристраивает ли руководитель государственного агентства близких родственников на выгодные должности? Безусловно.
  • В России есть политическая цензура, грубая и незаконная. На сотрудников государственных СМИ давит их начальство, а в их работу, в нарушение конституции России и закона о СМИ, напрямую вмешиваются чиновники, в первую очередь администрация президента. Они же максимально пытаются осложнить жизнь журналистам, которые работают в немногих оставшихся СМИ, которые не принадлежат власти напрямую или не контролируются близкими к ней людьми.
  • Истерика, закатанная главредом RT и МИА «Россия сегодня» Маргаритой Симоньян по этому поводу, попытка выставить себя жертвой каких-то интриг и требования наказать и запретить — очевидная личная месть и попытка дискредитировать расследование, которое ведёт Русская служба Би-би-си в отношении бизнеса её семьи. Не факт, что Би-би-си удастся что-то найти и доказать, но сама неадекватная реакция Маргариты явственно говорит нам, что искать там есть что.
  • Редакционные стандарты качества в Русской службе Би-би-си объективно гораздо выше, чем во всех СМИ (RT и «Россия сегодня), которыми руководит Симоньян. Хотя RT в последнее время значительно повысило требования к своим материалам и избегает откровенной, грубой лжи, как это было несколько лет назад, до уровня отдела расследований Русской службы Би-би-си им ещё очень далеко. Поэтому требования наказать, запретить и вообще как-нибудь осложнить жизнь журналистам Русской службы Би-би-си выглядят довольно грязной попыткой устранить или запугать прямых конкурентов при помощи, опять-таки, админресурса.
  • А если весь твой журналистский опыт ограничивается анонимным телеграм-каналом или в лучшем случае рубрикой «Мнения» на сайте государственного информагентства, то ты, дружок, никто и звать тебя никак. Такие дела.

--

--